В марте 1912 г. Дума издала постановление о пожарной безопасности, которое предусматривало строительство только каменных зданий на крупных магистралях города. Необходимость строительства новой пожарной каланчи в Омске была очевидна, т.к. на тот момент имелась только разрушавшаяся деревянная каланча. Поэтому 31 июля 1912 г. Омская городская дума вынесла решение о строительстве каменной пожарной каланчи.
Первоначально проектная высота каланчи составляла 28 аршин и 5 вершков (около 20,1 м), но с 1908 г. в Омске начали появляться высокие здания. Архитектор П. Ф. Горбачев предложил Городской управе увеличить высоту каланчи на 1,4 сажени (3 м), т.е. на высоту жилого этажа среднего дома.
Пожарная каланча выкладывалась из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Главная цилиндрическая часть, содержащая винтовую лестницу на смотровую площадку диаметром 5 м, была построена на Т-образном основании, которое включало: на первом этаже помещение для паровой машины, на втором этаже – бывшую квартиру семьи брандмейстера и примыкающий к ним с севера кубический объём для двухмаршевой лестницы.
Смотровая площадка была огорожена коваными перилами. Деревянная застеклённая башенка в центре площадки служила убежищем для дежурного. Этажи разделены профилированным карнизом. Центр фасада второго этажа выделили сдвоенными рустованными пилястрами, более широкие пилястры обрамляли и углы фасада.
Здание каланчи было спроектировано в стиле поздней эклектики, в русле развития неорусского стиля, в котором гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон второго этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки).
Каланча использовалась по прямому назначению до сороковых годов XX в. Сейчас пожарная каланча является одним из символов города. Обнаружить здание можно на остановке «Главпочтамт»
Фото: Дарья Колесникова.