03.03.2021

На планах Омска второй половины XVIII века нынешний Затонский остров (рядом с парком «Зеленый остров») именовался «островом пленников».

КРАСИВЫЕ ГОРОДА РОССИИ — ОМСК

В XVIII веке остров являлся главным торжищем пленниками, которых привозили сюда калмыки и казахи. От Елизаветинского маяка, где происходил торг, открывалась широкая степь, манившая невольников. Естественных преград здесь не было. Не исключалась возможность бежать. Совсем в ином положении оказывались невольники, завезенные на остров, окруженный широкими плесами Иртыша — здесь о побеге не могло быть и мысли.

Кто же попадал в невольники? Среди них можно выделить три категории. Первую представляли джунгары, взятые в плен казахами, и казахи, взятые в плен джунгарами. Вторая категория, самая страшная, по нынешним временам, — дети степняков, продаваемые собственными родителями. И третья — сибиряки — русские и татары обоих полов, взятые в плен степняками. Рабы считались, говоря сегодняшним языком, импортным товаром и обкладывались таможенным сбором — 25 копеек за голову. Покупать их сначала дозволялось только купцам с тем расчетом, чтобы покупщики «азиатцев» вывозили в Россию. Но затем это право приобрели и сибирские офицеры.

В 1808 г. лицам свободного состояния было позволено покупать казахских детей при условии, что по достижении 25-летнего возраста они будут отпускаться на волю. В 1825 г. было запрещено покупать казахов, калмыков и других «азиатов», но, учитывая то обстоятельство, что женщин в Западной Сибири было мало, разрешалось выменивать у кочевников детей женского пола. Но и русские люди попадали в плен к кочевникам. Большинство их в неволе умирало, но часть выкупалась на ассигнуемые на то правительством деньги.
Торговля рабами в устье Оми имела некоторое двусмысленное положение. Метания центральной власти объяснялись двумя взаимоисключающими друг друга обстоятельствами. Этическими нормами православия, запрещавшими владение рабами и огромной территорией Сибири, где в первые два века после завоевания некому было работать. Большая часть мужчин, попадавших в Сибирь, относилась либо к авантюристам, либо к романтикам. Едва появлялась возможность, они уходили в охотничьи артели, разбойничьи шайки или военные походы. Пространства огромные, а сельским хозяйством заниматься желающих нет. Поэтому каждый оседлый крестьянин или казак владел ясырями. Имелось еще одно обстоятельство, объяснявшее живучесть торговли невольниками — острая нехватка православных невест.
Торговля невольниками на берегах Иртыша возникла за сотни лет до прихода русских. Сибиряки-аборигены продавали пленников, торговали собственными детьми. Первым, кто выступил против продажи детей в рабство, считается князь сибирских татар Едигей. После его запрета цены на мололетних рабов на рынках Персии взметнулись вверх. Рабство умерло в 30-х годах XIX века практически само по себе. Русских деревень в Сибири стало много, население в них расслоилось на богатых и бедных. Свободные рабочие руки появились в изобилии и подрубили экономическую основу для рабства.

С тех пор место бывшего невольничьего рынка обросло множеством городских легенд. Например, что казаки прикупали здесь себе гаремы, или что на берегах Иртыша обитают призраки невольниц. Сейчас же омский остров Невольников превратился в место отдыха горожан и туристов. Насыпью его соединили с берегом и создали затон, где зимой отдыхают от работы пароходы.